ICC-характеризация сцены в гибридной фотографии (продолжение)

Опыт, проведенный автором в минувшее воскресенье (06.12.2009), оказался удачным и методику этого опыта мы подробно опишем ниже. Но вначале стоит сказать о том, что причины неудач предыдущих попыток российских и зарубежных коллег хоть и остаются загадочными, нет особого смысла искать эти причины, а надежнее будет четко сформулировать условия, которые необходимо соблюсти для успешной ICC-характеризации захвата сцены нецифровым сенсором (слайдом) с его последующей оцифровкой.

Во-первых, обязательным в этом деле является измерение спектрального состава падающего света. Для чего при работе на пленере фотограф должен вооружиться спектрофотометром (и, разумеется, ноутбуком), а не традиционным трихроматическим колорметром.

Во-вторых, использоваться должна полноспектральная мишень, например X-Rite Digital ColorChecker SG, с индивидуальным референсом спектральных измерений, заранее выполненных владельцем мишени.

В-третьих, в роли профайл-билдера должна выступать лучшая, по мнению автора, программа X-Rite ProfileMaker 5.x.x, позволяющая выполнять учет спектрального состава освещения сцены и строить матрицу смены хроматической адаптации (chad-тэг в результирующем профайле). Последнее критично, как при экранной интерпретации, так и при конверсиях в Lab по Peceptual-таблице профайла.

В-четвертых, построение профайла должно выполняться только после того, как будут приняты меры по устранению паразитной глобулярности образцов карты (см. ниже): фотографическое изображение состоит из конгломератов (глобул) красителей, образовавшихся в процессе цветного проявления, что может вызывать серьезные ошибки в работе программы — профайл билдера.

В-пятых, для адекватной работы профайла и адекватного экранного отображения результатов этой работы, должны соблюдаться определенные программные установки (см. анимацию).

Как уже было сказано выше, нет необходимости в поиске огрех, допущенных при первых попытках ICC-характеризации сцен, зафиксированных через промежуточный носитель (слайд), но, вероятнее всего, они кроются в пункте 5, тем более что подбор оптимальных программных установок в Photo Task Options — это большей частью ответственность компании X-Rite/Gretag Macbeth и дело скорее эмпирическое, нежели теоретически обоснованное.

Итак, перед началом опыта было тщательно продумано то, что именно является характеризуемой системой, то есть, что полагать ICC-устройством в данном контексте? Что является выходным сигналом системы, статистическое соответствие которого физиологической реакции зрения наблюдателя, т.е. CIE LAB-координатам, предстоит установить и зафиксировать в профайле?

Судя по всему, нет альтернатив той мысли, что выходным сигналом системы в нашем случае является трехканальный сигнал сканера, но подвергнутый при этом некоторой обработке, направленной на подавление естественного хроматического шума пленки. Поскольку речь в данном опыте идет о статистическом (LUT) описании системы, то сигнал сканера не рассматривается как трихроматический, и единственное требование, к нему предъявляемое — это требование уникальности отклика на ту или иную уникальную оптическую плотность в слайде.

Таким образом, в роли характеризуемого устройства (которое мы и будем называть «сценой» в данной заметке) была положена система, состоящая из следующих компонентов:

1. Спектральный состав падающего света.

2. Спектральный коэффициент пропускания объектива Rodenstock Apo-Sironar S 180.

3. Уровень экспозиции (f 16.7, t 1/2).

4. Листовая слайд-фотопленка Kodak Ektachrome 100G и режим обработки в коридоре Q-Lab.

5. Оцифровка барабанным сканером ICG-363 в штатном режиме с оптическим разрешением 3000 dpi
и тональным 16 бит на канал.

6. Процедура устранения хроматического шума пленки (см. ниже).

Спектральный состав падающего света измерялся фронтально, прибором Eye One Pro, через 30 с после спуска затвора; ССТ 7726 К. Спектральный коэффициент пропускания объектива входит в состав системы, но инвариантен и играет роль только при смене оптики; не измерялся. Экспозиция определена спотметрически, двумя способами, результат одинаковый. Листовая слайд-пленка обработана спустя 24 часа оригинальными растворами Kodak Ektachrome Professional после очередной Q-Lab-проверки процесса по контрольному стрипу. При оцифровке выполнено фонкризовское уравнивание по черной точке слайда (R10 G10 B10) и по белой точке сканера (барабан: R255 G255 B255). Процедура устранения хроматического шума представляла собой конверсию скан-изображения в LAB-представление, легкое гауссово размытие по хроматическим каналам до пропадания зернистости (см. рис. 1) и завершающую конверсию в RGB-представление.

Ris_1

Рис. 1 Слева: исходный скан (сильно увеличено), где вверху отчетливо видны глобулы cyan-красителя. Справа: результат устранения шума пленки с помощью размытия по хроматическим каналам а* и b* в пространстве CIELAB.

Исходный материал можно скачать по ссылкам (изображение — даунсэмпл до 1600 dpi, 8 bit, подавление шума пленки выполнено; спектр падающего света — ССТ 7726 К; спектральный референс мишени X-Rite Digital ColorChecker SG):

Исходное изображение (108 мб)
Спектр падающего света (CXF-файл)
Спектральный референс мишени DC CHECKER SG

Схема построения профайла следующая: изображение мишени было вырезано из основного изображения и сохранено как TIFF-файл без компрессий; дальнейшие действия проиллюстрированы анимацией (рис. 2)

 

Результирующий профайл сцены

Отметим, что установки Photo Task Options были выбраны, исходя из опыта построения профайлов сцен при их цифровом захвате (в просторечии «профайлов цифровых фотокамер»), но при этом не являются калькой этих установок. Критично важными пунктами являются выбор позиции «Neutralize Grays Automatically» (степень 10) и пункта «Optimize image preview in Photoshop» в настройках самой программы (Ctrl + Y). Последняя позиция гарантирует то, что экранная интерпретация всех изображений по будущему профайлу сцены пойдет по его perceptual-варианту, поскольку в этом случае все три LUT-а в профайле окажутся одинаковыми и эквивалентными таблице «Perceptual», то есть:

RGB сцены —> perceptual по профайлу сцены —> матрица смены хром. адаптации —>
—> CIELAB D50 —> XYZ —> матрица смены хром. адаптации в профайле монитора —> RGB монитора

Однако флажок «Optimize image preview in Photoshop» можно и снять. В этом случае по умолчанию будет использована подлинная Relative-таблица профайла, что опытному корректору может показаться предпочтительным. Однако, на наш взгляд, оптимальный результат дает первый вариант действий (с включенным флажком).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ…