Тайны испанского барокко: Диего Веласкес

Антон Рафаэль Менгс вос­клик­нул как-то: «Все осталь­ные кар­ти­ны — рас­кра­шен­ное полот­но, и один толь­ко Веласкес — вся пра­д­ва жиз­ни!». Да, Веласкесом при­ня­то вос­хи­щать­ся, но боль­шин­ство так и не зна­ет, поче­му. А дей­стви­тель­но — ведь совсем ниче­го осо­бен­но­го — бес­ко­неч­ные порт­ре­ты зна­ти, нищен­ству­ю­щие фило­со­фы, кар­ли­ки, да при­двор­ные шуты. Зачем нам все это? Если под­хо­дить к вопро­су, что назы­ва­ет­ся, лите­ра­тур­но, сюжет­но — абсо­лют­но ни к чему. Но чего сто­ит лите­ра­ту­ра в искус­стве? Вот, имен­но. Великий рус­ский актер, Олег Табаков, любил повто­рять «искус­ство — это не что, а как!». «Как у Веласкеса» не уда­лось еще нико­му — его живо­пись абсо­лют­на, совер­шен­на и от того —непо­вто­ри­ма.

КУПИТЬ КЛАСС!

На клаcce мы научим­ся «смот­реть Веласкеса», и полу­чать неска­зан­ный кайф от ощу­ще­ния совер­шен­ства. Мы пой­мем, поче­му Дали на вопрос «Что вы бро­си­тесь спа­сать, слу­чись в Прадо пожар?» отве­тил: «Воздух Менин». Мы уви­дим, что сугу­бо офи­ци­аль­ные порт­ре­ты Филиппа IV пре­крас­ны тем, что это порт­ре­ты… дру­га, что видишь, а не про­сто зна­ешь, почи­тав путе­во­ди­тель Прадо. Для нас откро­ве­ни­ем ста­нет… коле­со — обыч­ное пря­диль­ное коле­со Афины в «Пряхах». Мы пере­жи­вем невы­ра­зи­мое оди­но­че­ство Христа, “спя­ще­го” на кре­сте. Мы в одном лишь взгля­де Эзопа про­чтем, что сво­бо­да — глав­ная цен­ность все­лен­ной. Но преж­де все­го, класс о Диего Веласкесе — это раз­го­вор о креп­кой друж­бе двух очень сдер­жан­ных и в выс­шей сте­пе­ни бла­го­род­ных муж­чин — худож­ни­ка и его короля.
 

ШАДРИН!

“Шадрин!” — телеграм-канал для интел­лек­ту­а­лов и поклон­ни­ков искусств. Только автор­ский кон­тент, и толь­ко автор­ский взгляд.